ГОСТ Р 51685-2000 РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Общие технические условия. Железнодорожные рельсы, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов. Они укладываются на опоры и скрепляются с ними и между собой, образуя рельсовую колею, воспринимающую давление колёс подвижного состава.
Тип современных рельсов обозначают буквой Р и числом, округленно равным массе 1 метра рельса. Например, рельс, 1 метр которого имеет массу 64,72 кг, обозначается Р65.
По качеству, рельсы распределяются на следующие категории по убыванию (цена и качество): - Самые лучшие рельсы это только что изготовленные на заводе-изготовителе, могут быть этого или прошлого года; - Рельсы, пролежавшие на складе более 2-х лет, относятся уже к новым лежалым без износа; -С госрезерва: рельсы, положенные на госрезерв на случай форс-мажора: стихийное бедствие, войны и т.д.; ежегодно с госрезерва выходит какой-то объем и пополняется новыми с заводов; -Старогодные рельсы — уже использовались, но еще годные к укладке в подъездные пути. Они подразделяются на: демонтированные без износа (в основном лежавшие в тупиках); б/у с износом (бывшие в употреблении с различным износом от 1 до 6 мм)
После 6 мм износа - рельсы уже негодные к укладке. Износ рельс определяют по износу верхней части головки (делят на 3 группы), а также боковой части - боковой износ. Существуют ещё так называемые «немерные» рельсы, они не имеют какой-то определенной длины. Она варьируется от 6 до 25 метров. Они дешевле чем мерные и могут входить в любую из вышеперечисленных категорий. Классификация Рельсы железнодорожные подразделяют:
по типам: Р50; Р65; Р65К(для наружных нитей кривых участков пути); Р75;
по категориям качества: В — рельсы термоупроченные высшего качества; Т1, Т2 - рельсы термоупрочненные; Н - рельсы нетермоупрочненные;
по наличию болтовых отверстий: с отверстиями на обоих концах; без отверстий;
по способу выплавки стали: М - из мартеновской стали, К - из конвертерной стали; Э - из электростали;
по виду исходных заготовок: из слитков; из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);
по способу противофлокенной обработки: из вакуумированной стали; прошедшие контролируемое охлаждение; прошедшие изотермическую выдержку.
Технические данные
Форма и основные размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным в таблице ниже. Таблица 1. Размеры для железнодорожных рельсов (ГОСТ Р 51685-2000) |
По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий. Болтовые отверстия должны быть перпендикулярны к вертикальной продольной плоскости рельса. На кромках болтовых отверстий должна быть фаска шириной от 1,5 до 3,0 мм под углом около 45°.
Таблица 2. Размеры и расположение отверстий в шейке на концах (ГОСТ Р 51685-2000)
Тип рельса
| Значение размера, мм
| d
| t
| l1
| l2
| l3
| P50
| 34
| 68,5
| 66
| 216
| 356
| Р65, Р65К
| 36
| 78,5
| 96
| 316
| 446
| Р75
| 36
| 80,4
| 96
| 316
| 446
|
Прямолинейность рельсов. Стрела прогиба рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях при равномерной кривизне по всей длине не должна превышать: 1/2500 длины рельса категории В; 1/2200 длины рельса категорий Т1, Т2 и Н.
Отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковой грани головки в горизонтальной плоскости на базовой длине 1,5 м при измерении по хорде не должны соответственно превышать, мм: 0,3 и 0,5 - для рельса категории В; 0,6 и 0,8 - для рельса категорий Т1, Т2 и Н.
Отклонения концов железнодорожных рельсов от прямолинейности в вертикальной и горизонтальной плоскостях на базовой длине 1,5м не должны превышать значений, указанных в Таблице 3.
Таблица 3. Отклонения концов рельсов от прямолинейности в вертикальной и горизонтальной плоскостях (ГОСТ Р51685-2000) Направление отклонения (метод измерения)
| Отклонение от прямолинейнности рельса, мм, не более, для категории
| В
| Т1
| Т2
| Н
| Вверх (по хорде)
| 0,5
| 0,7
| 0,8
| 0,8
| Вниз (по касательной)
| не допускается
| 0,2
| 0,2
| 0,2
| По горизонтали (по хорде)
| 0,5
| 0,5
| 1,0
| 0,5
|
Скручивание железнодорожных рельсов не должно превышать:
1/25000 длины рельса категории В; 1/10000 длины рельса категорий Т1, Т2 и Н.
Условное обозначение. Рельс Х-Х-Х-Х-Х-Х... Х - тип рельса; Х - категория качества; Х - марка стали; Х - длина рельса; Х - наличие болтовых отверстий; Х - обозначение настоящего стандарта.
Пример: Рельс типа Р65, категории Т1 из стали марки M76T, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:
Рельс Р65-Т1-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000 |